Памяти И.Н Антипова — пионера в методике преподавания информатики

Игорь Николаевич Антипов родился 4 апреля 1937 года в Москве. Его отец Николай Иванович был инженером в одном из НИИ, мать Мария Игнатьевна работала бухгалтером в ЖЭКе. Родители беззаветно любили своего единственного сына, что, безусловно, помогло Игорю победить тиф, перенесённый им в детстве. Игорь оказался
благодарным сыном и эта семья для него, как впоследствии и для его сына Александра, стала тем незыблемым тылом, о котором мечтает каждый из нас.
Детство Игоря прошло на Воробьёвых горах, учёба в школе № 22 была ему в радость, поэтому он решил стать учителем и после получения аттестата зрелости поступил на физико-математический факультет Московского городского педагогического института имени В.П. Потёмкина, по окончании которого получил специальность «Математик» (1960). В течение учёбы в институте Игорь не порывал связи со своей школой, работая в ней сначала лаборантом (1954–1957), затем киномехаником (1958–1959), а с четвёртого курса института — уже по специальности — учителем математики (1958–1960).

Поскольку работа со школьниками оказалась для Игоря Николаевича судьбоносной, он с энтузиазмом подключился к исследованиям этой лаборатории. В результате в 1971 году он из ВЦ АН СССР перешёл работать в лабораторию прикладной математики и в том же году под руководством С.И. Шварцбурда защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Проблема изучения алгоритмического языка в средней школе». В НИИ СиМО он работал вплоть по 1983 год — в должности старшего научного сотрудника, по-прежнему оставаясь преподавателем программирования в 52-й школе (по совместительству). Именно в это время появились его работы, посвящённые внедрению информатики в среднюю школу.
В 1983–1984 гг. Игорь Николаевич — доцент МОПИ им. Н.К. Крупской, преподаёт программирование на БЭСМ-4, на программируемых калькуляторах МК-64, защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему «Содержание и методы обучения программированию в средних учебных заведениях» и избирается академиком Международной академии информатизации (1984).

Становление И.Н. Антипова как ученого совпало по времени со становлением методики преподавания программирования как науки — в этом специфика его научного пути, отличающая его от его современников, работавших в других областях науки. Проблемы, с которыми он сталкивался, были в большой мере проблемами становления и роста нового научного направления. Ему приходилось быть не только исследователем, но и агитатором, и защитником, и организатором — этого требовала от него возникавшая дисциплина ОИиВТ. Его научно-методические результаты и организаторская деятельность важны не только сами по себе, но и своей ролью в самоидентификации нового направления в методике преподавания, в создании основ внутренних исследований этого направления.
В заключение рассказа о жизни и деятельности замечательного ученого и педагога приведем его слова, обращённые в будущее — их можно рассматривать как завещание, тем, кто подхватит ту эстафету, которую когда-то, в те далёкие шестидесятые, начала когорта энтузиастов, среди которых был и он: «… Человека, конечно, нужно
научить считать на машине, но ещё важнее — научить его с помощью самой современной техники ориентироваться во всевозрастающем потоке информации …»