«Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри» 

210 лет со дня рождения русского публициста и писателя Александра Ивановича Герцена

Александр Иванович Герцен родился 25 марта 1812 в Москве, в «кремовой усадьбе на Тверском бульваре», доме 25, принадлежавшем А.А. Яковлеву, тайному советнику и обер-прокурору Священного Синода, дяде будущего писателя.

Почти четверть века, вплоть до ухода из жизни в 2012 году профессор Литературного института им. Горького Ю.И. Минералов, заведующий кафедрой русской классической литературы и славистики, имел рабочий кабинет в том месте, где появился на свет А.И. Герцен. В честь этого события усадьбу, на многие годы сросшуюся с историей отечественной литературы, в XX веке окрестили «домом Герцена».

А в 1840-е годы в этой усадьбе, уже не принадлежавшей Яковлеву, устраивал литературные вечера Дм. Свербеев. Среди прочих литераторов на них бывал и А.И. Герцен.

Александр – внебрачный сын богатого помещика И.А. Яковлева, его матерью была юная дочь мелкого немецкого чиновника, с которой у отца случился роман в Германии. Беременную Луизу Гааг Иван Яковлев похитил и привёз в Россию, но не женился. Фамилия Герцен придумана его отцом, от немецкого слова «Herz» – сердце.

В 1829–1833 годы А. Герцен учился в Московском университете. Формировался под влиянием опыта декабристов (в 1827 году вместе с другом и однокурсником Н.П. Огаревым дал клятву «продолжить дело декабристов, посвятить свою жизнь борьбе за освобождение русского народа»), а также – французской революции 1830 года, восстания в Польше того же периода.

Читал А.С. Пушкина и Кондратия Рылеева, а также – драмы Ф. Шиллера и труды французских и европейских мыслителей-социалистов конца XVIII века (К. Сен-Симона, Ф. Шеллинга, В. Кузена).

В начале 30-х годов заявил о себе публицистическими произведениями – «О месте человека в природе» (1832) и др.

Вместе с Огарёвым возглавлял студенческий кружок революционного направления, в 1834 году был арестован, шесть лет провёл в ссылке в Перми, затем в Вятке (служил в губернской канцелярии) и Владимире.

С 1836 года под псевдонимом Искандер печатался в отечественных журналах, публиковал философско-беллетристические произведения «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839).

В мае 1838 года тайно обвенчался с двоюродной сестрой, Н.А. Захарьиной.

В 1840 году получил разрешение переехать в Петербург, служил в канцелярии Министерства внутренних дел.

В декабре 1840 года был вновь сослан в Новгород – «за распространение слухов» (фраза из письма Герцена отцу – резкий отзыв о полиции – была неверно понята), служил в губернском правлении.

Опубликовал автобиографическую повесть «Записки одного молодого человека» (1840–1841).

В 1842 году вернулся в Москву, стал активным участником кружка западников – сторонников развития России по европейскому пути.

Эрудит, блестящий полемист, яркий мыслитель, Герцен становится значительной фигурой. Создаёт талантливые литературные произведения.

Цикл философских статей «Дилетантизм в науке» (1842–1843) – размышления о социалистическом идеале на основе идей диалектики Гегеля; «Письма об изучении природы» (1844–1845, опубликованы в «Отечественных записках») считают основным философским сочинением Герцена. Между естествознанием и философией («эмпирией» и «идеализмом» словами Герцена) существует антагонизм, который необходимо ликвидировать. Союз философии с естественными науками – одна из главных идей Герцена.

В романе «Кто виноват?» (1841–1846, опубликован в 1847), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1846, опубликован в 1848 в журнале «Современник») резко критиковал крепостное право, которое подавляет человеческую личность.

«Кто виноват?» – один из первых русских социально-психологических романов. Бельтов, герой романа «Кто виноват?» – наследник «лишних людей». Он много за что берётся, казалось бы, активно включается в общественную жизнь, но – всё бросает недоделанным. Критик В. Белинский счёл роман успешным, причислил его к литературе натуральной школы.

В 40-е годы Герцен по его собственному заключению приходит к реалистическому мировоззрению.

Люди различаются только по имущественному положению, народ – движущая сила истории. Писал о «новой морали нового человека», формировании «гуманной свободной личности».

Литература в представлении Герцена – это одновременно и возможность отражения жизни общества, и действенное средство борьбы с самодержавной действительностью. «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», – считал он.

В 1847 году с семьёй уехал за границу, сначала во Францию. В «Письмах из Avenue Marigny» (1847) Герцен оценивает буржуазный мир весьма критически.

Поражение европейских революций 1848–1949 годов заставило его пересмотреть свои философские взгляды («С того берега», 1847–1850 и другие произведения).

А. Герцен предложил теорию «русского социализма»: коллективная (общинная) собственность на землю способна лечь в основу преобразований в стране в социалистическом ключе (позднее эта теория будет названа народничеством, чьим основоположником среди прочих считается Герцен). Впервые о сельской, крестьянской общине Герцен написал в статье 1849 года «Россия».

В 1851 году Герцен выпустил книгу «О развитии революционных идей в России», в которой изложил свои взгляды на исторический процесс, рассказал о русском освободительном движении, а также – о революционности русской литературы.

Перебравшись в 1849 году в Женеву, Герцен стал сотрудником газеты «Голос народа» (редактор – Ж. Прудон).

Через год Герцен вернулся во Францию, обосновался в Ницце.

Русский император Николай I и его правительство требовали, чтобы Герцен вернулся, но он отказался.

После смерти жены в 1852 году несколько лет прожил в Англии, где в 1853 году основал «Вольную русскую типографию», намереваясь печатным словом бороться с крепостничеством и царизмом. Надеялся на материалы из России, но в основном публиковал собственные произведения. Выпускал революционные прокламации.

Автобиографический роман-эпопея «Былое и думы», над которым Герцен работал на протяжении 16 лет (с 1852 по 1868 год), считают главным произведением писателя. Одно из лучших произведений русской и мировой мемуарной литературы.

В нём он пишет и о России, и о Западе, о развитии освободительных идей, представленных широкой панорамой; автор мыслит ярко и глубоко, дает философские обобщения, а также впускает читателя в свой частный мир. В этом сочинении даны портреты ведущих европейских мыслителей той эпохи.

Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались… там-сям остановленные мысли из дум». На самом деле получилась настоящая энциклопедия русской жизни середины ХIХ века.

С 1855 года в память о декабристах Герцен начал издавать в Лондоне альманах «Полярная звезда», который получил широкое распространение в России, поскольку в нём публиковалось то, что в России было запрещено цензурой.

В 1856 в Лондон переехал Огарёв. В 1857 они начали издавать «Колокол» – первую русскую революционную газету.

После освобождения крестьян в 1861 году Герцен выступил против либерализма, разоблачал реформу. Публиковал документы революционеров-подпольщиков. Благодаря «Колоколу», получившему широкое распространение, в том числе и в России, в Петербурге была создана революционно-демократическая организация, тайное общество «Земля и Воля» (1861).

В событиях Польского восстания 1863–1864 годов выступил в защиту Польши, на что «образованное общество» отреагировало резко отрицательно. Герцен не разделял революционного экстремизма молодой русской эмиграции. Интерес к газете резко упал. В 1867 году газета «Колокол» перестала выходить.

Герцен продолжает формулировать и излагать свои философские идеи. Создаёт цикл очерков «Скуки ради» (1868–1869), повесть «Доктор, умирающий и мёртвые» (1869).

В 1869 году Герцен написал последнее произведение – его письма «К старому товарищу» адресованы экстремистски настроенному революционеру М.А. Бакунину. Письма направлены против его призывов к немедленному социальному перевороту (по сути – к уничтожению государства), к призыву «бунтовать» народ.

Герцен утверждает, что насилием и террором нельзя ничего создать. Нужны «идеи построяющие», а также – определённый уровень сознания народа, понимания происходящего: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри», – мудрая мысль Герцена, актуальная и сегодня.

В.И. Ленин в статье «Памяти Герцена» писал: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию…».

Последние годы Герцен жил в разных городах Европы. Умер в Париже в 1870 году, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже прах Герцена был перевезён в Ниццу.

Дом-музей А.И. Герцена в Москве расположен по адресу: переулок Сивцев вражек, 27 (где Герцен жил с 1843 по 1847 год).