Виктор Пелевин – самый загадочный писатель современности

Виктор Пелевин – популярный русский писатель, автор эссе и романов. Прославился в 90-х, после публикации романов «Омон Ра», «Чапаев и пустота», «Generation «П». Его работы отмечены многочисленными премиями – «Малый Букер» в 1993-м, «Национальный бестселлер» в 2004-м, «Большая книга» в 2010-м, премией Андрея Белого в 2017 году.

Виктора Пелевина можно по праву назвать самой загадочной и таинственной личностью в отечественной литературе. По пальцам одной руки можно пересчитать журналистов, которые знакомы с ним лично. Телевизионщики много раз пытались предложить ему участие в каком-нибудь раскрученном шоу, но даже не дозвонились до него. Пелевин не встречается с журналистами, не дает интервью, редко появляется в публичных местах. А если это и происходит, то его глаза всегда скрыты черными очками. Представители СМИ часто обращались в издательства, с которыми сотрудничает писатель, и просили об организации интервью с ним. Но им отвечали, что лучше свои вопросы прислать на электронную почту, и возможно, писатель даст на них ответы. Не так давно появились слухи, что Виктора Пелевина на самом деле не существует, а его книги написали так называемые литературные призраки.

ДЕТСТВО
Виктор Пелевин москвич. Он родился в столице 22 ноября 1962 года. Отца мальчика звали Олег Пелевин, он преподаватель военной кафедры МГТУ им. Баумана. Мама – Зинаида Ефремова, преподаватель английского языка в школе. Вначале семья жила в коммунальной квартире на Тверском Бульваре, а потом, когда Виктору исполнилось десять лет, переехали в Чертаново, южный район Москвы.

Благодаря связям отца, Витю приняли в престижную школу под №31 в центре столицы, где углубленно изучали английский язык. В настоящее время эта школа трансформировалась в гимназию №1520 имени Капцовых. В эту школу водили своих детей партийные боссы и представители высшего общества Москвы.

Виктор Пелевин в детстве
Журналист Андрей Трушин, который дружил с Пелевиным, вспоминал, что в юности его друг был очень «трогательным». Виктор всегда следил за своим внешним видом, одевался исключительно по моде. На прогулке парень мог сочинить настоящий рассказ, с хитросплетением реальной жизни, абсурда и фантазии. Эти разрозненные понятия в итоге становились цельным художественным произведением, по которому можно определить, какие чувства испытывал Пелевин к школьным преподавателям, да и к самой школе тоже.

Несмотря на явно гуманитарный склад ума, Виктор после окончания школы в 1979-м выбирает технический вуз. Он стал студентом Московского энергетического института, факультет – электронное оборудование автоматизации промышленности и транспорта. Выбор на этот вуз пал не случайно, Пелевин не хотел идти в армию, он считал, что два года прослужить в армии, равносильно, что два года отсидеть в тюрьме. В 1987 году Виктор продолжил обучение в аспирантуре МЭИ, он работал над диссертацией по теме «Электропривод троллейбуса с асинхронным двигателем». Пелевин написал научный труд, но так и не защитил его, он решил круто изменить свою биографию.

В 1989 году Виктор снова становится студентом, на этот раз Литературного института им.Горького. Он учился на курсе прозы, которым руководил Михаил Лобанов. После второго курса Пелевина отчислили. Спустя несколько лет Виктор сделает вывод, что учеба в этом вузе оказалась напрасно потраченным временем. Он и поступал туда с единственной целью – наладить нужные связи, но они ему абсолютно не потребовались.

Виктор Пелевин в юности
Правда, в этом вузе Пелевин встретил молодого прозаика Альберта Егазарова, который помимо своей основной деятельности занимался продажей компьютеров, диковинки даже для Москвы. Некоторые фрагменты биографии нового знакомого Пелевин использовал в сюжетных линиях своих произведений, или примерял к самому себе. К примеру, когда Виктор заполнял биографическую справку для журнала «Знамя», на страницах которого должен был выйти его дебютный роман «Омон Ра», он сам себя назвал компьютерным спекулянтом.

У Альберта имелись деньги от торговли компьютерами, и он решил вложить их в организацию собственного издательства. Привлек Пелевина и еще одного товарища – Виктора Куллэ, который учился на дневном отделении и к тому же, был секретарем комсомола института. Позднее из него получится именитый литературный критик. Именно Куллэ сумел уговорить ректора вуза выделить помещение под будущее издательство. Взамен пообещал, что там каждый год будут печататься произведения студентов Литературного института.

Так появилось издательство под названием «Миф», под руководством Альберта Егазарова. Должности редакторов и замов по делам поэзии и прозы достались Пелевину и Куллэ. Виктор решительно принялся за работу, выполнил редакторские правки трехтомного собрания сочинений Карлоса Кастанеды, и подготовил его к печати.

ЛИТЕРАТУРА
В начале 90-х годов произведения Пелевина начали печатать серьезные литературные издательства. В 1991 году молодой литератор принес рукопись дебютного романа под названием «Омон Ра» в редакцию издания «Знамя». Редакционная коллегия благосклонно отнеслась к незнакомому автору, и приняла его сочинение в публикацию. Весной 1992 года в том же журнале вышел еще один роман Пелевина – «Жизнь насекомых». Герои этого произведения легко угадывались, уж больно напоминали типичных представителей общества в переходном периоде. Этот роман принес первую награду автору – премию журнала «Знамя». Через год Виктор выпустил сборник с рассказами, получивший название «Синий фонарь». И после этого никому не известный Виктор Пелевин удостоился Малой Букеровской премии.

В 1993 году Пелевин стал членом Союза журналистов. В это же время публикует в «Новой газете»  эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Этой работой писатель достойно ответил на критику своего творчества, которая больно ранила его самолюбие.

Тогда же родился миф, что как такового писателя Виктора Пелевина даже в природе не существует, а вместо него – цепочка экранных сообщений. Такое мнение сложилось у Александра Вяльцева, который раскритиковал работы Пелевина, написав по этому поводу разгромную статью под названием «Заратустры и мессершмидты».

В 1996-м на страницах журнала «Знамя» вышел новый роман Пелевина, который назвали «первым дзен-буддистским романом» — «Чапаев и пустота». Книга награждена литературной премией «Странник», спустя пять лет она оказалась в списке на Дублинскую литературную премию.

В 1999-м к Пелевину пришла настоящая слава. Это случилось после публикации его легендарного романа «Generation «П», благодаря которому автор удостоился особого статуса в русской литературе. Герои этого произведения – люди, которым довелось жить на сломе эпох, когда развалилась большая страна по имени СССР, когда уже никто не дорожил прежними ценностями.

Этот роман представляет собой литературу постмодерна, в нем реальные события каким-то невероятным способом переплетается с выдуманными образами, образовывая театр абсурда. Самому Виктору было непонятно, как он создал произведение в постмодернизме, если до этого кроме советского реализма в стране не наблюдалось больше ни одного жанра. Жизнь героев романа во многом зависит от наркотических средств, которые зачастую используются автором, как движущая сила сюжета.

В 2004-м писатель выпустил свой шестой роман, который назвал «Священная книга оборотня». Главные герои – лиса-оборотень А Хули и ее любимый, волк-оборотень Александр Серый, генерал-лейтенант ФСБ. Сюжет этого романа тесно переплетается с двумя другими произведениями автора – рассказа «Принц Госплана» и романа  «Generation «П».

В 2006-м библиография Пелевина пополнилась романом Empire V, у которого есть и второе название – «Повесть о настоящем сверхчеловеке». Интересно то, что в этот роман автор ввел персонаж из другого своего произведения «Generation «П». Такие перекрестные линии в стиле Пелевина.

Спустя три года в издательстве «Эксмо» вышел новый роман писателя с лаконичным названием «t». В нем присутствует переплетение русской истории и восточного мистицизма, где граф «t» (имеется в виду Толстой), путешествует в Оптину Пустынь. В 2011 году Пелевин порадовал поклонников своего творчества постапокалиптическим романом S.N.U.F.F. За эту работу писатель получил премию «Электронная книга».

В 2013 году Пелевин написал «Бэтмана Аполло», через год выпустил новое произведение – «Любовь к трем цукербринам». За этим последовал роман под названием «Смотритель», в первом томе которого Виктор включает в сюжетную линию императора Павла I. Под воздействием алхимии император оказывается в ином мире, где учитель служит ему проводником.

В 2016-м автор публикует свое новое детище, роман «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», написанный в четырех частях. Пелевин и здесь не отступил от своего стиля, переплел обычную жизнь семьи Можайских и фантасмагорические элементы.

Через год Виктор издает свой пятнадцатый по счету роман – «iPhuck 10». Теперь автор сделал главным героем цифровой алгоритм, которого зовут Порфирием Петровичем. Программа расследует преступления, а свободное время проводит за написанием книг. За этот роман Пелевин удостоился премии Андрея Белого. Издание «Форбс» подвело итоги, и оказалось, что эта книга в рейтинге самых продаваемых, а имя писателя оказалось в одном ряду с Диной Рубиной, Татьяной Устиновой, Джоджо Мойес, Полом Хокинсом.

Писатель Виктор Пелевин
Виктор Пелевин оказался очень «плодовитым» автором. Ежегодно выходил его новый роман. Не стал исключением и 2018 год, когда писатель порадовал новым произведением – романом «Тайные виды на гору Фудзи». Эта работа – гармоничное переплетение тонкой иронии, блестящей сатиры, невероятного гротеска. Сюжет о богатом бизнесмене Федоре, пресытившемся жизнью. В один из дней он встречает молодого человека по имени Дамиан, торговца счастьем для богатых людей.

Так уж сложилось, что каждый год в конце лета Пелевин радует поклонников новой книгой. К осени 2019-го в продаже появился сборник «Искусство легких касаний», в который вошли две повести и рассказ. Сюжет «Иакинфа» о друзьях-хипстерах, которые скитаются на Северном Кавказе. В повести «Искусство легких касаний» хакеры из России пытаются внедрить на Земле толерантность. Рассказ «Столыпин» посвящен столыпинскому вагону для перевозки  заключенных.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вокруг личности писателя ходит множество слухов и легенд, и он сам приложил к этому руку. Виктор отказывается встречаться с журналистами, редко посещает публичные места, сам создал вокруг себя пустоту, и наслаждается одиночеством. Недомолвки всегда вызывают слухи, вот и о Пелевине говорят, что пишет не он, а под его псевдонимом сочинительством занимается целый коллектив творческих людей. Этот миф подкрепляется не только закрытым образом жизни писателя, но и тематикой его произведений. Виктор Пелевин тщательно скрывает свою личную жизнь, но журналистам все же удалось выяснить, что у него никого нет, ни супруги, ни детишек.

Достаточно долго Пелевин не дружил с соцсетями, и только в 2017 году зарегистрировал страницу в Инстаграм, которая ведется от его имени. На протяжении года писатель разместил там несколько снимков. Пелевин даже пригласил человека, который занимается разработкой его официального сайта.

Виктор большой поклонник буддизма. За всю свою жизнь писатель успел побывать в Южной Корее, Непале, Китае, Японии.

ВИКТОР ПЕЛЕВИН СЕЙЧАС
27 августа 2020-го читатели получили очередной подарок от Пелевина – роман «Непобедимое солнце», который вышел в издательстве ЭКСМО. В романе семьсот страниц, и это не могло не порадовать поклонников автора. Роман написан легким понятным языком, читается динамично и непринужденно. Но и здесь автор использовал свою визитную карточку – философские размышления.

Сюжет закручен вокруг девушки Саши, феминистки, москвички. Вирус еще не начал свое триумфальное шествие по планете, и девушка со спокойной совестью отправляется путешествовать на гору Аруначала в Индии.

На пути Саши окажутся интересные персонажи, она узнает глобальную тайну. Девушка вернется домой другим человеком, но об этом лучше прочесть в романе.

В настоящее время режиссер Виктор Гинзбург снимает картину «Ампир V», в основу которой лег одноименный роман Пелевина. Роль главного героя досталась Павлу Табакову, зрители увидят ленту в 2021 году. Задумка снять этот фильм появилась еще в 2011-м, когда Гинзбург  экранизировал  «Generation «П». Роли других ключевых персонажей режиссер отдал Вере Алентовой, Мирону Федорову, Марине Зудиной.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
По мнению бывшего классного руководителя Виктора, он очень умный, сложный и «ядовитый» мальчик. К тому же, еще и высокомерный.
Однажды Пелевин отправился на Птичий рынок за кактусом Lophophora Williamsii. Дело в том, что Виктор прочитал у Карлоса Кастанеды о веществе, способном изменять сознание, которое индейцы добывают из этого растения. Эксперимент не увенчался успехом.
Пелевин активно занимается спортом. Среди любимых видов – йога, боевые искусства, езда на велосипеде. Писатель часто бывает в тренажерном зале.
Согласно версии French Magazine, Виктор Пелевин находится в списке тысячи самых влиятельных деятелей современной культуры. В 2009-м сайт OpenSpace провел опрос пользователей, и выяснилось, что Виктора считают самым влиятельным интеллектуалом России.
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1992 — Омон Ра
1993 — Жизнь насекомых
1996 — Чапаев и Пустота
1999 — Generation «П»
2003 — Числа
2004 — Священная книга оборотня
2005 — Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре
2006 — Empire V
2009 — t
2011 — S.N.U.F.F.
2013 — Бэтман Аполло
2014 — Любовь к трём цукербринам
2015 — Смотритель
2016 — Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами
2017 — iPhuck 10
2018 — Тайные виды на гору Фудзи
2020 — Непобедимое Солнце
2021 — Transhumanism Inc.